Схема света для съемки ваших работ и что же такое фрост
                                                                              автор Юлия Жушман

Всем привет!

Я тут нечаянно поумничала в блоге Светы Королюк, ловите обещанные подробности. Речь там пошла про освещение, и надо ли в работе лайтбокс. Это не статья, а так, полу-статья, поэтому в блоге, но клятвенно обещаю Алисе, что попозже оформлю это в полноценную статью, более развернутую и с бОльшим кол-вом примеров.

Кто со мной знаком — следующий абзац пропускаем, а для тех, кто не в курсе, или сомневается в моей компетенции, поясню, на основании чего я тут берусь кого-то учить. Я не фотограф. Я постановочный телережиссер, с осветительной техникой, построением различных схем света, построением кадра, законами композиции я знакома не понаслышке. Это лирическое отступление, чтобы вы понимали, что хоть я и не истина в последней инстанции, но очень хорошо знаю, о чем говорю.

Если в тексте, вдруг будут проскакивать какие-то неизвестные термины – спрашивайте, а то у меня может быть такое: «и тут Остапа понесло»

Естественно, телевизионный свет отличается от фотосвета, в первом источники только постоянного света (пример постоянного – любая лампа, которая работает беспрерывно), во втором преимущественно импульсного (пример импульсного – вспышка на фотоаппарате), хотя и с дополнением постоянного. Поскольку у нас речь идет о домашних условиях, нам ближе работа с первым.

Итак, почему мне не нравится работа с лайтбоксом, и какая есть альтернатива.

Сперва я тоже хотела себе лайтбокс. И даже его сделала – стоит теперь без дела. У него, конечно, очень много плюсов в работе, но есть и ряд минусов. Во-первых, многим лень его делать, или они не понимают как, а покупать дорого. Во-вторых, ограниченное пространство: если у вас снимаемый объект больше размерами – уже в лайтбоксе не поснимаешь. В-третьих, ограниченность в фонах, например, многими любимые дощатые задники туда уже не впихнешь. В-четвертых, в лайтбоксе не так-то просто создать композицию из нескольких предметов (не невозможно, а не просто). В-пятых, ограниченность в выборе точки съемки. Короче, тут еще много можно говорить, но сейчас про альтернативу.
                                               
http://dcpg.ru/images/pics/entries/49641.jpg
http://dcpg.ru/images/pics/entries/49642.jpg

Вот пример фото сделанных в лайтбоксе
    По большому счету, для съемки наших работ достаточно трех (и менее) ламп и фроста. Лучше дневного (холодного света), чтоб не заморачиваться с балансом белого потом. Они будут использоваться в качестве рисующего, заполняющего и контрового света. Или же вместо них – окно и отражатель. Об этом чуть позже.

Фрост – фильтр для осветительных приборов. Представляет собой матовую, полупрозрачную бумагу. С помощью него без специальных насадок, софтов и т.д. можно получить качественный мягкий рассеянный свет, при котором вы сможете избежать жестких теней или же убрать их совсем. Frost англ. – мороз (тоесть свет падает как бы через покрытое инеем окно, поэтому рассеивается). В домашних условиях в качестве фроста можно использовать бумагу для запекания, различную кальку, тонкую ткань. На мой взгляд, наиболее подходит под это определение бумага для запекания. Просто крепите ее зажимами, скрепками, скотчем к лампе и все. Единственное — периодически наблюдайте — если лампы нагревающиеся, то при длительном включении может загореться бумага. В зависимости от различных обстоятельств используйте на одном приборе один или более фростов. Если есть потребность использовать вспышку – можете зафростить и ее, это поможет избежать очень резких бликов, получить более натуральную, естественную картинку.

Какие бывают виды света? Основные: Рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий, фоновой. У нас пойдет разговор о них исходя из наших потребностей, а не фотографии, как искусства в целом. По большому счету нас интересуют только первые три.

Рисующий свет – он «прорисовывает» нашу картинку, выявляет объем, рельеф, фактуру:

Заполняющий – он равномерно освещает весь кадр, заполняет и подсвечивает тени, созданные рисующим, делает их менее резкими или убирает совсем.

Контровой – этот свет прорисовывает контур объекта, тем самым отделяя его от фона.

Теперь про саму схему. Очень часто бывает, что один и тот же прибор выполняет сразу две функции. Если вы снимаете плоский объект, типа панно, часы (без объемных элементов), тогда Вам достаточно одной лампы, установленной фронтально перед объектом или же рядом с камерой (немного над ней). Это будет заполняющий свет и по совместительству рисующий (хотя рисовать нам здесь особо-то нечего).

Если на вашей работе есть объемные элементы, или же сама работа объемная, а не плоская , как панно (шкатулка, например), тогда, как минимум необходимо две лампы. Рисующий свет размещаем как верхнебоковой — по диагонали, где-то под углом 45 градусов к оси между камерой и объектом; заполняющий — фронтально к объекту или рядом с камерой. Лампа заполняющего света должна быть при этом менее яркой, чем рисующая. Для этого можно на заполняющую купить либо лампочку меньшей мощности, либо не заморачиваться и накинуть просто еще один или более фрост – он приглушит свет.

Если есть такое желание – добавляем еще и лампу контрового света. Если вы снимаете прозрачный объект (фужеры, вазы и т.д.) – здесь не по желанию, а обязательно добавляем контровой. Яркость регулируем на свое успотрение, обычно эта лампа все же наименее яркая. На эту лампу фрост можно не накидывать, если есть возможность поставить менее яркую лампу или приглушить свет другим способом, поскольку контровой свет чаще лучше смотрится, когда он жесткий (но бывают разные варианты).

Вот эта схема (сразу прошу прощения за качество фото и рисунка – щелкнула на телефон, в статью нарисую в графическом редакторе, нормальную, сейчас нет времени, надеюсь, сможете разобрать, что же я там такого начертила)

http://dcpg.ru/images/pics/entries/125348.jpg

Как источник света можно использовать всего лишь окно плюс отражатель. Схема света от этого не меняется. Окно вы используете как источник рисующего света, а заполнение сделает отражатель. Отражатели бывают разные, для нас достаточно просто белого – можете взять просто белый лист, если есть возможность – пенопласт. Реже может понадобится сильвер- серебристый отражатель, когда совсем уж пасмурная погода. Это, в принципе, может быть обычная фольга. Для большего удобства можно наклеить ее на тот же пенопласт – с одной стороны будет сильвер, с другой просто белый.

Примеры моих фото и схем света по ним.

Это тот случай, когда надо было использовать яркий контровой, поскольку иначе бочонок слился бы с фоном.

http://dcpg.ru/images/pics/entries/79198.jpg

http://dcpg.ru/images/pics/entries/79199.jpg

http://dcpg.ru/images/pics/entries/125349.jpg
           
А это пример фото без использования ламп, только окно и белые листики в качестве отражателей. Схема дана только на лейку (кстати, задний фн не высвечивался специально, чтобы больше выделить главный объект – лейку), но купюрница, шкатулка и подсвечник снимались по тому же принципу

http://dcpg.ru/images/pics/entries/122031.jpg

http://dcpg.ru/images/pics/entries/125350.jpg

http://dcpg.ru/images/pics/entries/122030.jpg

http://dcpg.ru/images/pics/entries/122056.jpg

http://dcpg.ru/images/pics/entries/123086.jpg

  Так что без лайтбокса можно получить качественные по свету фото, бестеневые в том числе — хотя они-то нам как раз могут пригодиться крайне редко — главное правильно расставить свет и знать небольшие нюансы. На практике это не так сложно, как кажется, пока читаешь. Надеюсь, кому-то будет полезно. Когда оформлю в статью – добавлю еще про акцентный и фоновый свет, с их помощью можно получить интересные эффекты, и как в домашних условиях можно заменить всякие насадки для спец-эффектов:)                   

источник