mRqOr03zRlI.jpg

Идеальная кукла

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Идеальная кукла » Восстановление антикварных кукол » Реставрация. Полезные статьи


Реставрация. Полезные статьи

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Реставрационное. Краткий обзор покрытий и материалов.

Чтобы не пугать излишними тонкостями, обзорно постараюсь написать о материалах и покрытиях, которые могут быть применимы для реставрации туловищ наших антикварных кукол. Для кого-то это знакомо, для кого-то - тёмный лес.
Мы понимаем, что рецептура материалов и покрытий на фабриках существовала не одна. Какая была рецептура покрытий на каждой фабрике нам не известно (если только кто-то отыщет подлинную фабричную рецептуру), они могли различаться. Нам нужно только соблюдать близкую аутентичность материалов, применяемых в интересующий нас период.
Даны ссылки, в некоторых можно найти и рецептуры. Понятно, что ссылок
огромное количество, даны только некоторые из них.
Итак,

Шпатлёвки, грунтовки.

Шпатлёвка - густая паста, состоящая из плёнкообразующей основы, наполнителей и пигментов.
Назначение - устранение неровностей, вмятин, раковин, царапин на окрашиваемой поверхности.
В отличии от грунтовок содержат меньше плёнкообразующей основы.
Основа - лак, животный и растительный клей
При избытке основы шпатлёвка плохо шлифуется, при недостатке - становится хрупкой.
Наполнители - мел, тальк, просеянный гипс, пигмент
  Грунтовка - состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с окрашиваемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов.
Назначение -
1) обеспечение хорошего сцепления (адгезии) с окрашиваемой поверхностью (подложкой), заполнение пор подложки для меньшей впитываемости в неё краски, т.е. уменьшения её расхода и равномерности нанесения.
2) создание устойчивости к действию среды - сырости, воздуха и т.п.
Связующее для грунтов -
Клей животный - мездровый. столярный, костяной, желатин (высший сорт животного клея),рыбий, казеиновый.
Клей растительный.
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-9 … ina/37.htm
http://www.alhimik.ru/MASTR/mast2.html
Наполнители - мел, гипс, пигмент.
Итак, шпатлёвка от грунтовки отличается только соотношением составляющих -плёнкообразующей основы и наполнителей. Современные грунтовки и шпатлёвки отличаются друг от друга больше. Можно сказать, что впоследствии они разбежались или разошлись:)

Краска
  Акриловые краски были разработаны в самом конце 20-х, в 30-х гг. ХХ века, распространение получили после 40-х гг., а широко применяться начали после 50-х гг.
Вот только одна из найденных ссылок:
http://way-art.ru/istoriya-zhivopisi/is … zhivopisi.
  Масляные  краски были технологически неудобны - долго сохнут,  дороги и т.д.
Таким образом, акрил и масляные исключаем.

  Клеевые краски - суспензии неорганических и органических пигментов в водных растворах плёнкообразующих веществ - крахмала, казеина, эфиров целлюлозы, поливинилового спирта клеев животного происхождения. Кроме пигмента и плёнкообразующего (содержание последнего в клеевых красках 3-6%), в состав клеевых красок входят наполнители - мел, тальк, каолин, гипс, мука, крахмал, антисептики (камфара, формалин), пластификаторы (сахар, глицерин, мёд)
К клеевым краскам, в широком их понимании, можно отнести темперу, гуашь, акварель, тушь и некоторые др.
  Темпера - тонкодиспергированные пастообразные суспензии неорганических и/или органических пигментов в связующем веществе.Темперная живопись - живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка (иконопись, фреска), а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Итак, В зависимости от веществ, образующих эмульсию, темпера делится на масляно-казеиновую, казеиновую, желтковую, яичную,  лаково-масляную, синтетическую (поливинилацетатную) и др.В Средневековье в качестве связующего вещества использовали мёд (мёд также добавляют в акварель).
Темперные краски на основе казеиново-масляной эмульсии и водных дисперсий полимеров разбавляют водой; после высыхания они образуют несмываемую водой пленку.
При приготовлении темперы обязательным является добавление антисептика.
Темперные краски после высыхания нерастворимы. Их применяют в основном для живописи по дереву, т.к. для холста они недостаточно эластичны.
Ссылки по темпере:
http://www.ukoha.ru/article/tempera/tempera.htm
http://www.art-con.ru/node/4349
Казеиново-масляная темпера состоит из казеиново-масляной эмульсии и пигмента. Эта темпера продается в тюбиках. Чтобы самостоятельно приготовить казеиново-масляную темперу, нужно взять (в частях по весу):
казеиновый клей (20%-й раствор) — 100
льняное масло — 100
вода —50
натуральный пигмент — по потребности.
В настоящее время промышленным способом производится два вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками) и поливинилацетатная (ПВА,связующее — эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы).
  КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА
http://worldleonard.h1.ru/doc/art/art_0021.html

Можно поискать казеиново-масляную темперу в продаже, она существует, стоит конечно дороже.
Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:
белые — свинцовые, цинковые, титановые белила.
Теперь, внимание - титановые белила тоже нам не подходят по времени, в то время они не применялись. Свинцовые очень вредны, остаются цинковые.
http://www.ruicon.ru/materials/pigments … titanovie/
http://mindraw.web.ru/bibl15b.htm
далее
•желтые — желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый.....
•красные — киноварь натуральная, кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный.....
•зеленые — изумрудная зелень, окись хрома, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт....
•синие — ультрамарин натуральный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго...
•коричневые — марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры,жженая сиена....

  ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ ТЕМПЕРА.
Почему она нам не подходит. Это относится и к клею ПВА
Впервые винилацетат был синтезирован в 1912 г., в 1917 г. были описаны условия его
полимеризации, а в 1920 г. организовано опытное его производство
Поливинилацетат:
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-52/10.htm
http://knowledge.allbest.ru/chemistry/2 … c27_0.html - Поливинилацетат впервые был получен в США в 1914.
Поливинилацетатный клей:
Поливинилацетатные клеи начали применять с 1940 г. как синтетические заменители животного клея.
http://freakcartoon.ru/2012/10/termoplastichnye-klei/

И наконец,

Финишное покрытие. ШЕЛЛАК

  Шеллак (синонимы - штоклак, штоклак-смола) - смола, широко используемая при изготовлении лаков, изоляционных материалов, фотографических записей и т.д. Вырабатывается из лака (необработанного шеллака) - выделений небольших насекомых - лаковых червецов, обитающих в Индии (Laccifer lacca). Эти насекомые в период роения садятся на ветки деревьев и питаются древесным соком. В процессе пищеварения они превращают сок в смолистое вещество. Корку лака с веток собирают в июне и ноябре и подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей лаковой массы.
Помещенный в парусиновые мешки с добавкой 2-3% сульфида мышьяка
измельченный лак расплавляют над огнем древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, вновь расплавляют и отливают в прямоугольные формы. Опытные мастера путем вытяжки, требующей большого искусства, получают из прямоугольных брусков листы готового шеллака. Большую часть поступающего на рынок шеллака дает дерево Croton laccifera.
В случае отсутствия в продаже спиртового шеллачного лака можно изготовить его по следующему описанию. Шеллак насыпают в литровую банку на 1/4 высоты (пригодна любая другая цилиндрическая прозрачная посуда), добавляют стеклянные шарики или кусочки стекла для предотвращения слипания чешуек. Доливают этиловый спирт (НЕ ниже 96% крепости) и деревянной палочкой помешивают до полного растворения шеллака.
Затем добавляют еще чайную ложку шеллака и растворяют его. За 20—30 мин выпадает осадок, который удаляют. Полученный раствор переливают в металлическую банку и помещают ее в водяную баню. В качестве водяной бани можно использовать кастрюлю с горячей водой. Доводить до кипения лак нельзя, так как он быстро вспенивается и чрезвычайно огнеопасен.
Показателем готовности лака является его «брожение», при котором на поверхности лака от центра к периферии интенсивно расходятся светлые полосы. Затем лак слегка остужают и процеживают сквозь 2—3 слоя марли. После полного остывания лак готов к работе.
ЧТОБЫ НЕ ОСЛОЖНЯТЬ себе жизнь, не растворять пластины шеллака в спирте, не
покупать аэрограф для распыления, шеллак можно приобрести в спрее или в растворе здесь
http://www.woodperfect.ru/
http://woodperfect.ru/shellac
Этот лак используется для профессиональной реставрации.
Там же можно прочитать как наносить шеллак томпоном, что для этого надо приобрести дополнительно (масло для более качественного нанесения лака)
В чём растворён шеллак абсолютно не влияет на состав шеллачной плёнки, остающейся после 100% -го испарения растворителя. Нам нужна только эта плёнка.

Итог обзора - акриловые краски, титановые белила, клей ПВА нам не подходят.
Клей ПВА применим только для временной консервации.
Шеллак в спрее нисколько не противоречит аутентичности покрытия, не смотря на то, в каком соотношении там присутствуют растворители и спирт.
По грунтовкам, шпатлёвкам, краске указаны направления - какие материалы выбирать,
в ссылках можно  найти некоторые рецептуры и литературные источники.

Напишу здесь последнее, но важное наблюдение, относящееся к реставрации. Оно небольшое и не требует выделения в отдельный пост.
При переустановке глаз и зубов, капайте в смесь гипса и воды несколько капель кислоты - аптечный спиртовой раствор борной или салициловой кислоты, можно просто уксус (но мне он не понравился). Это будет действовать как ингибитор, замедлит процесс схватывания гипса и позволит вам работать, не торопясь. Кстати, родные гипсовые лепёшечки не растекались, а были аккуратно налеплены, что тоже наводит на мысль о добавке, замедляющей быстрое затвердевание гипса.

отсюда

2

Реставрация деревянно-композитных тел антикварных кукол. Люминесценция пигментов.

При реставрации частей шарнирных тел антикварных кукол для окраски/грунтовки я использую клеевой грунт (он же "клеевая краска", рецепт здесь: Журнал "Антикварная кукла" №1 - стр.26-27 - Уроки реставрации: «Приготовление клеевой краски», основана на статье из журнала Gildebrief 1-2009. Адаптация Натальи Курочкиной. Смотреть тут ). Кто попробовал клеевой грунт, тот вряд ли вернется к акрилу. Но даже если вы используете пока акриловые краски, то вам эта информация тоже пригодится, там те же пигменты в составе. И это занятное явление я впервые заметила именно тогда, когда использовала еще акрил.

Бывает иногда так: подогнала оттенок покрытия до нужного, покрасила....а дело было вечером. Наутро смотришь при дневном свете - ой-ёй, пятно-то явно темнее  родного грунта кукольного тела! Или наоборот - работаешь днем, оттенок сделал один-в-один, а вечером видишь на этом месте светлое пятно. Почему так? И дело тут не в изменении оттенка при высыхании, стоит подождать до вечера (или дня) - и будет снова все в порядке. Почему? Сейчас объясню.

В таком неприятном, зависящем от времени суток, отличии вашего ремонта от родного цвета грунта виновата в-основном люминисценция. В нашем случае это способность пигментов светиться под воздействием ультрафиолетовой части яркого дневного света.

Для примера впомните, как ослепительной белизной сияют на солнце ткани белого цвета. Это результат использования крахмала, а так же стиральных порошков с флуоресцирующими красителями:
"Флуоресцирующие красители входят в состав многих моющих средств. Здесь они выполняют роль оптических отбеливателей. Их назначение – преобразовать ультрафиолетовую часть солнечного света в голубой, синий и фиолетовый свет. Таким образом они «подправляют» чуть желтоватый цвет ткани так, что она кажется чисто белой. Этот прием известен с древности, только вместо синтетических флуоресцирующих красителей раньше подкрашивали ткань синькой."
(отсюда - http://files.school-collection.edu.ru/d … 11236A.htm)

Степень такого свечения и его оттенок отличается у разных пигментов:
"Пигменты. Цвет свечения, возникающий под воздействием ультрафиолетового излучения, зависит от химического состава освещаемого вещества. Таким образом, разные по составу пигменты одного цвета, не различающиеся в видимом диапазоне, под воздействием ультрафиолетового излучения дают свечение разных цветов. Например, свинцовые белила давнего происхождения имеют яркое белое свечение, современные свинцовые белила - сероватое свечение, а цинковые белила дают желтовато-зеленоватое свечение разных оттенков. Второй пример: киноварь под воздействием ультрафиолета выглядит тёмной красно-коричневой, а некоторые разновидности краплака давнего происхождения, встречающиеся под названиями "Laque (de garance", "Garance", особенно в разбеле имеют яркое люминесцентно-розовое свечение."
(отсюда - http://art-con.ru/node/3029)

Потому так важно подобрать для реставрации, для клеевого грунта правильные пигменты. Не только ради аутентичности (конечно это очень важно), но и для того, чтобы не было неприятных сюрпризов из-за различающейся люминисценции. Конечно солнечный свет - это не ультрафиолетовая лампа, при нем не велика разница в люминисценции, но мы все же видим эти незначительные нюансы как "отличия в оттенках цвета". Т.е для грунта кукольных тел люминисценция при дневном свете выполняет роль оптического осветлителя.

Цвет кукольных тел серовато-розовый. И больше всего в составе покрытия такого цвета именно белого пигмента. У меня это белая гуашь. Остальные - красного, желтого, черного цвета..., - добавляю в виде акварельных красок лишь для тонирования. Таким образом белый пигмент сильнее всего влияет на люминисценцию (хотя и другие пигменты тоже играют свою роль в этом).

Если выбрать пигменты неправильно, то, замешивая краску тон-в-тон под родное покрытие при искусственном свете, можно при дневном получить более темное пятно ремонта, т.е. оно люминесцирует меньше родной краски, потому не "высветляется" днём. Или отличающееся в красном оттенке - значит надо изменить вид красного пигмента, или  попробовать изменить количество мела, входящего в состав (он часто люминесцирует темно-розовым цветом). Или отличающегося в желтом оттенке - тогда заменить желтый пигмент на другой, или изменить количество гипса в составе клеевого грунта (гипс люминесцирует желтоватыми оттенками).

Если наоборот, при замешивании оттенка краски пигменты подобрать неправильно при дневном свете, то будет обратный эффект - вечером место ремонта будет казаться светлее, так как родной грунт "потемнел" без люминисцирования, а в вашем оказалось слишком много белил (и видимо они другого вида).

"белые — свинцовые, цинковые, титановые белила.
Теперь, внимание - титановые белила тоже нам не подходят по времени, в то время они не применялись. Свинцовые очень вредны, остаются цинковые."

Важно (!) - титановые белила не только неаутентичны (их начали производить позже), они еще к тому же не светятся совсем! В темной комнате с ультрафиолетовой подсветкой, если перед вами будет лист бумаги, окрашеный титановыми белилами, вы не увидите ничего. Черный квадрат. Свинцовые белила светятся особенно ярко, причем еще и со временем свечение усиливается. Цинковые - желтовато-зеленоватое свечение. Не знаю какой вид белил использовался сто лет назад для грунта, но даже если ядовитые свинцовые, то мы вполне можем использовать сейчас цинковые. Разница в оттенке свечения вряд ли будет заметна (да еще и под желтым шеллаком), главное что оно есть и старый и новый грунт будет высветляться под дневным светом хотя бы примерно одинаково.

Так что если у вас есть такая проблема при окрашивании - реставрационный грунт при разном освещении то темнее родного, то нет, - поменяйте в составе титановые белила на цинковые или свинцовые, давно пора! :) Ага, вот так многабукав чтобы поменять белила. И ещё для особо докучливых и любознательных.:)

отсюда

3

Ремонт пяточки.

Одна моя куколка хромала. Я села вечерком и стала думать, как ей быстро и надежно помочь. Вот что придумала, может кому-то еще пригодится.

http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1291055/1291055_600.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1291423/1291423_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1291663/1291663_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1291998/1291998_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1292229/1292229_600.jpg

4

http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1292313/1292313_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1292741/1292741_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1292983/1292983_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1293120/1293120_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1293437/1293437_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1293598/1293598_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1293861/1293861_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1294153/1294153_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/alenvic/36503796/1294418/1294418_600.jpg

клей, древесная пыль, бумажная пыль вот и весь композит. Схватывается с телом на мертво, настоящее ДСП:))

Ссылка на автора мк


Вы здесь » Идеальная кукла » Восстановление антикварных кукол » Реставрация. Полезные статьи